Старая Севастопольская трасса — дорога, на которой редко встретишь автомобиль

25.05.2012 22:03

Старое Севастопольское шоссе — редкий для Южного берега Крыма пример трассы, которая оказалась практически забытой после того, как появилась более удобная дорога. Как правило, любые пути-дорожки на побережье все равно используются, так как освоено оно достаточно основательно. А вот на старой Севастопольской трассе машину можно встретить очень редко, так как проходит она далеко от моря и не ведет практически ни к одному востребованному объекту. Поэтому предлагаем вам совершить по ней пешеходную прогулку, что будет сделать совсем несложно, воспользовавшись некоторыми нашими советами.

Прежде всего, следует подумать об экипировке. Особое внимание уделите обуви — дело в том, что идти придется не по грунтовым тропам, а по асфальтированной дороге. Поэтому вместо, казалось бы, напрашивающихся жестких туристических ботинок лучше выберите кроссовки с пружинистой подошвой. Что касается остальной одежды, то гулять вам придется по вполне цивилизованной местности, поэтому следовать милитаризованному туристическому дресскоду вовсе не обязательно, хотя в вечернем платье все-таки будет не совсем удобно. Возьмите с собой что-нибудь попить (на весьма продолжительном отрезке пути воды не будет) и перекусить. Летом и зимой трасса представляет мало интереса, а вот весной и осенью будет на что посмотреть.

1

Фото від Игоря Данилова

Старая Севастопольская дорога проходит достаточно высоко над уровнем моря. Вызвано это тем, что ее строители не могли при помощи технологий своего времени решить две проблемы, а потому вынуждены были их обойти. Первая — гора Кошка над Симеизом. Строителям новой Севастопольской трассы пришлось «перебить хребет животному», сложенному из очень прочного известняка. Чуть дальше в сторону Севастополя находится еще одна гора, которая стояла на пути дорожных строителей — Дракон или Ай-Юри. С ней поступили «проще» — пробили единственный на Южном берегу Крыма автомобильный тоннель.

Пройти старое Севастопольское шоссе можно с двух сторон — от Алупки до Фороса, либо наоборот. Давайте предположим, что стартовать мы будем из Ялты, а потому логично было бы идти от Фороса к Алупке, то есть к точке отправления. Итак, нам нужно будет доехать до развилки, где есть поворот на Форос. Впрочем, нам нужен не он, а уходящая в горы дорога к перевалу Байдарские ворота. Оба ответвления находятся фактически друг против друга, поэтому можно ехать либо форосским автобусом, либо севастопольским. Форос — самый дальний поселок, входящий в так называемую Большую Ялту, и непосредственно от города он находится на расстоянии 42 километров. Интересно, что до Севастополя от Фороса ближе и некоторые местные жители предпочитают искать работу именно в городе-герое. Из Ялты ехать придется около часа, так что рекомендуем выезжать с утра.

Итак, мы доезжаем до Форосской развилки и отправляемся вверх по дороге, чтобы для начала посмотреть вблизи на один из самых знаменитых крымских храмов — расположенную на отвесной Красной скале церковь Воскресения Христова, которая, к слову, 4 октября 2012 года отмечает свое 120-летие. Построена она была на средства российского «чайного короля» Александра Кузнецова в честь чудесного спасения семьи Александра III в крушении поезда. В советское время храм использовался под производственные нужды, в том числе и как закусочная для туристов. Уже при независимой Украине судьбой необычной церкви занялся тогдашний Президент Леонид Кучма, и при его участии церковь отреставрировали, после чего она стала очень популярным туристическим и религиозным объектом. Нередко именно ее выбирают известные политики или деятели шоу-бизнеса для венчания. Идти до нее по дороге придется 4 километра. Правда, изначально дорога делает петлю и, пройдя 2 километра, вы окажется примерно над той точкой, откуда начали свой путь. Однако, искать короткие тропинки не рекомендуем, так как это все-таки горы и нередко они выводят на весьма крутые склоны.

Дорога к храму, как и положено любой горной трассе, весьма извилистая. Поэтому во время проведения знаменитой гонки Yalta Rally именно по старому Севастопольскому шоссе проходит один из этапов. 

2

Фото від Игоря Данилова

От церкви Воскресения Христова открывается шикарный вид на Форос и близлежайшие горы, хотя не менее впечатляюще выглядит сам храм на фоне побережья, снятый с дороги выше. В принципе, от церкви совсем недалеко до перевала Байдарские ворота и именно туда уходит старая дорога на Севастополь, но, полюбовавшись достопримечательностью, лучше повернем обратно, так как дорога предстоит весьма неблизкая.

Идти по трассе достаточно легко, так как она очень редко идет в гору, да и то под небольшим углом, а по большей части — ровная или потихоньку спускается под гору. Первым интересным объектом, который встретится на пути, точнее, он будет хорошо виден с трассы, будет тоннель, пробитый строителями новой и действующей севастопольской трассы в горе Дракон. Он небольшой (примерно метров 50-70), но вокруг постоянно происходят не самые приятные геологические процессы, да и стены тоннеля со временем стали разрушаться. 

3

Фото від Игоря Данилова

В последние годы движение по нему одностороннее, то есть, сначала машины едут в Ялту, а потом наступает очередь тех, кто движется в обратном направлении. Кроме того, со стороны Ялты постоянно ведутся противооползневые работы. Не удалось выяснить точную дату его строительства, но есть сведения, что произошло это в начале 70-х годов прошлого века. Так что примерно с этого времени старое Севастопольское шоссе стало терять свое стратегическое значение.

Пройдя еще дальше, мы окажемся возле одной из самых древних крымских транспортных артерий — построенной древними римлянами дороги через перевал Шайтан-Мердвень, или Чертова лестница, связывавшей Южный берег Крыма с остальной его частью. «Дорога» сейчас больше напоминает хорошо оборудованную тропу и идти по ней весьма несложно. Говорят, что Александр Сергеевич Пушкин лично преодолел этот перевал, держась за хвост осла. Вообще-то даже для младших школьников не должно возникнуть проблем в преодолении одного из самых низких крымских перевалов. Подъем занимает от силы минут 20 и главное не забыть про обувь, хотя даже во вьетнамках пройти там можно запросто. Опять же есть сведения, что во время визита в Крым первой знаменитой туристки — Екатерины II — царственную особу не рискнули спускать на Южный берег, тогда практически дикий и не имевший дорог. Однако именно с этого перевала императрица оглядела новые российские приобретения и осталась в общем-то довольна. Объект этот заповедный и является памятником, так что вход платный, но зато вам предложат экскурсию и опять же не стоит забывать о том, что вы все-таки в горах, так что опытный провожатый не будет лишним. Впрочем, лучше не совмещать прогулку по шоссе и подъем на Шайтан-Мердвень, лучше сделать это в другой раз. Окрестные скалы, кстати, с удовольствием используют для тренировок скалолазы, так что не удивляйтесь, если увидите висящие на веревках или шагающих по отвесным скалам крошечные фигурки людей.

Ну, а мы идем дальше. Кстати, вскоре станет понятна причина, почему на шоссе практически не бывает машин. Несколько лет назад на него сошел крупный оползень, из-за которого там не то что проехать, ходить было опасно. Но сейчас дорога восстановлена, но опасность оползня остается, так что автомобилисты этот район не жалуют. 

4

Фото від Игоря Данилова

А для нас, пешеходов, это даже лучше. По пути нам встретятся два поселка — Оползневое и Голубой залив, через которые шоссе проходит насквозь и пережившие свои лучшие времена еще до появления новой трассы. Там есть магазины и можно пополнить запасы воды и еды. Кроме того, оттуда можно уехать на автобусе, если силы вас покинут или станет понятно, что по времени не успеете пройти все шоссе. Кроме того, есть немало ответвлений, уводящих от старого шоссе вниз к новому, так что в любой момент можно прервать прогулку и вернуться к цивилизации. Что же касается побережья, то за время пути мы пройдем сразу над несколькими населенными пунктами, некоторые из которых настолько невелики, что их сложно отличить от простого скопления жилых домов. Также в этом регионе расположено несколько крупных пансионатов и санаториев, которые хорошо видны сверху. Одни сохранили характерные черты советской курортной архитектуры, другие модернизированы, а третьи вообще построены в последние годы с нуля.

Пройдя Голубой залив, мы выходим на «хребет» горы Кошки. Ее верхняя часть по-прежнему является закрытой для посещения и там расположены объекты военного назначения. Во время подготовки лунной программы Сергей Королев именно там решил испытывать луноходы, из-за чего пострадали древние захоронения, но научный прогресс тогда с прошлым не очень считался. Та часть горы, которая оказалась ниже новой трассы, является популярнейшим местом для посещения молодоженами, а также археологическим памятником. А еще там можно купить знаменитый «ялтинский» сладкий лук и именно регион Голубого залива, Оливы, Оползневого и Кацивели наиболее благоприятен для его произрастания. Если смотреть сверху, то справа от Кошки будет поселок Кацивели с Аквапарком и огромным телескопом (Крымская обсерватория), а слева — поселок Симеиз со стоящей в море скалой Дивой и самым средиземноморским микроклиматом на всем ЮБК. Из Симеиза, а, следовательно, и с шоссе над ним прекрасно видна самая знаменитая крымская гора Ай-Петри, которую по ошибке часто называют самой высокой на полуострове.

5

Фото від Игоря Данилова

Пропетляв по склону Кошки, мы выйдем на окраину Алупки и на пересечение двух «поколений» Севастопольского шоссе. Кстати, чтобы сесть на рейсовый автобус, придется пройти примерно 100 метров назад по новому шоссе. Если вы этого не сделаете, то следующая остановка будет аж в районе Кореиза через 10 километров. Дело в том, что автобусы просто так на трассе не останавливаются, а иметь такой бонус к прогулке по старому шоссе вам вряд ли захочется. Кстати, давайте посчитаем, сколько всего прошли. Итак, от перекрестка у Фороса до храма — 4 километра, еще 2 — обратная дорога к перекрестку, от которого уходим в сторону гор, а от него до Алупки — 22 километра. Итого — 28 километров. Вот почему отвлекаться на походы по Шайтан-Мердвеню лучше не стоит, и без него увидите массу интересного.


Tweet

Коментарів немає

Маршрути

Подорож по архітектурним пам’яткам Полтави

Запитайте себе: а чи давно ви звертали увагу на історичні місця вашого краю? Запрошуємо вас у подорож по архітектурним пам’яткам Полтави. Будівля Дворянського…

Подорож музеями Полтавщини

Пропонуємо вам розпочати знайомство з Полтавщиною, здійснивши подорож найцікавішими музеями Полтави,  які відкритих на честь видатних особистостей, які жили та…

Знайомимося з пам’ятниками Полтави

Полтава – місто історичної слави. Тут дуже багато місць, які нагадують про славетне історичне минули цього обласного центру. Найвидатнішим подіям та людям у Полтаві…

Интересное Запорожье: Соцгород

В конце 20-х годов прошлого века на территории современного Запорожья развернулась грандиозная  стройка. План Шестого поселка, как часто называют место нашей прогулки…

Интересное Запорожье: Прогулка по Шенвизе

Даже среди привычных улиц и кварталов родного города можно найти совсем удивительные вещи. Не верите? Тогда давайте прогуляемся лишь по одному маленькому уголку Запорожья.…

Верхняя Хортица. Дорогами меннонитов

Это не вымысел. Когда-то рядом с нами жили потомки древних фламандцев. Они ушли. Их некогда "земной рай" достался нам. Добротные постройки, аккуратные улочки, великолепные…

ДнепроГЭС глазами туриста

Днепр с давних времён был судоходной рекой, но на юге возникали серьёзные затруднения из-за опасных порогов, которые не каждое судно могло преодолеть. Все помнят рассказы…

Интересное рядом: из Македоново в Каменку

Часто интересные места скрыты от нас не только в дремучих лесах или дальних островах. Многое мы не замечаем просто потому, что оно рядом и уже как-то вроде и не впечатляет.…

Старая Севастопольская трасса — дорога, на которой редко встретишь автомобиль

Старое Севастопольское шоссе — редкий для Южного берега Крыма пример трассы, которая оказалась практически забытой после того, как появилась более удобная дорога.…

Пешеходный маршрут «Музеи Симферополя»

Наш маршрут посвящен симферопольским музеям, которые хранят историю города. Время прохождения маршрута - 2 часа (без ознакомления с экспозициями музеев).  Центральный…

Открываем Крым: велосипедный маршрут Симферополь-Эски-Кермен – Мангуп-Кале – Бахчисарай

Протяженность  - около 40 километров.  Время путешествия: 2 дня GPS координаты (дес.):  Эски-Кермен  -   ш. 44.606  д. 33.7382 Мангуп-Кале - ш.44.5926 д.33.8011 Сегодня я расскажу…

Одесский сад скульптур

Источник: «Контекст-Причерноморье»  Уже много лет одесская «Юморина» начинается с открытия очередного памятника во дворике Одесского литературного…

Чотири музеї та один театр

Музеїв і театрів у Хмельницькому є, звісно ж, більше - але у цьому маршруті рекомендується відвідати саме ті з них, які знаходяться на головній вулиці колишнього "повітового…

Яремче для не ледачих!

Останнім часом для більшості українців підкорення Карпатської вершини означає замовлення садиби у Яремче і регулярні походи у колибу за 100 метрів від місця «матрасу».…

Хом'як - простіше не буває!

Хомяк у туристично-карпатському розумінні, це не біологічний вид, а один з найоптимальніших варіантів одноденної пішої мандрівки в Карпатах для людей, котрі все своє…

У гості до Роксолани!

Івано-Франківськ – Рогатин Мабуть небагато українців не знайомі з історією про дружину турецького Султана з України. Роксолана – це ніхто інша, як жителька містечка…

Слідами станіславської пожежі

Більше ста тридцяти років тому Станіслав, який тепер зветься Івано-Франківськом згорів майже на третину. Буквально за 12 годин пожежа «прогулялася» містом до центру…

Прогулянка в середньовіччя

Івано-Франківську - Галич - Унівська Лавра - Олеський Замок - Івано-Франківськ Виїзд з Івано-Франківська (GPS координати: 48.923776, 24.709831) зранку. Орієнтовно восьма година.…

Трембіта кличе

Івано - Франківськ - Яремче - Буковель – Івано - Франківськ Місто Яремче - найвідоміший туристичний центр Прикарпаття. Оглянемо мальовничий водоспад Пробій, висотою…

Хмельницький у Проскурові - великий гетьман у місті свого імені

Усім сьогодні відоме місто Хмельницький. Ні, не "Хмельницьк", як його подекуди називають, і на що хмельничани реагують так само, як галичани на "пІво" - а саме Хмельницький,…